|
Ремонт двигателяОснованием для разборки
и ремонта двигателя являются: падение мощности двигателя, уменьшение
давления масла, резкое увеличение расхода масла (свыше 450 г на 100 км
пробега), дымление двигателя, повышенный расход топлива, понижение
компрессии в цилиндрах, а также шумы и стуки.
При разборке двигателя
тщательно проверяйте возможность дальнейшего применения каждой его
детали или необходимость замены ее на новую. Критерии по оценке
возможности дальнейшего использования деталей приведены в табл. 4.8.
Таблица 4.8. Предельно допустимый износ основных сопрягаемых деталей двигателя УМЗ-4215С
Работоспособность
двигателя может быть восстановлена заменой изношенных деталей новыми
номинального размера или восстановлением изношенных деталей и
применением сопряженных с ними новых деталей ремонтного размера.
Для этих целей
выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатунных и коренных
подшипников коленчатого вала, седла впускных и выпускных клапанов,
втулки распределительного вала и ряд других деталей и комплектов
ремонтных размеров. Перечень деталей и комплектов номинального и
ремонтных размеров приведен в табл. 4.9.
Таблица 4.9. Детали и комплекты номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С
Величины зазоров и натягов в двигателе
Уменьшение или
увеличение зазоров против рекомендуемых ухудшает условия смазки трущихся
поверхностей и ускоряет износ. Уменьшение натягов в неподвижных
(прессовых) посадках также крайне нежелательно. Для таких деталей, как
направляющие втулки и вставные седла выпускных клапанов, уменьшение
натягов ухудшает передачу тепла от этих деталей к стенкам головки блока
цилиндров. При ремонте двигателя пользуйтесь данными
табл. 4.10.
Снятие и установка двигателя
Работы по снятию и
установке двигателей УМЗ-4215С в основном аналогичны указанным для
двигателей ЗМЗ-4025, -4026, рассмотренных в настоящем руководстве.
Разборка и сборка двигателя
Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла.
При индивидуальном
методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе,
устанавливайте на прежние места, где они приработались.
Для обеспечения этого
поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны,
штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируются любым из способов,
не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением
бирок и т. п.).
При любом виде ремонта
нельзя разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять
картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на
другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном
блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.
При замене картера
сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования
коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность
заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала (см.
Детали и комплекты
номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С даны в табл. 4.9, а
размеры сопрягаемых деталей — в табл. 4.10.
Подготовленные операции перед сборкой двигателей УМЗ-4215 те же, что и перед сборкой двигателей ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026.
Ремонт блока цилиндров
Ремонт изношенных
деталей (или их пар) осуществляется путем их восстановления или замены,
что позволяет ремонтировать блок цилиндров перешлифовкой или заменой
гильз, заменой изношенных втулок распределительного вала
полуобработанными, с последующей обработкой их под требуемый размер,
заменой вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Восстановление
работоспособности сопряжения «отверстие блока цилиндров — толкатель»
из-за незначительного их износа сводится к замене толкателей.
Ремонт и замена гильз блока цилиндров
Максимально допустимым
износом гильз цилиндров следует считать увеличение их диаметра на 0,3
мм. При наличии такого износа выпрессовать гильзу из блока цилиндров с
помощью съемника 1 (
рис. 4.94
) и расточить до ближайшего ремонтного размера поршня (см. табл. 4.10) с допуском на обработку +0,06 мм.
Не зажимать при обработке гильзу в кулачковый патрон, так как это приведет к деформации гильзы и искажению ее размеров.
Закрепить гильзу в
приспособлении, представляющем собой втулку с посадочными поясками
диаметром 100 и 108 мм. Гильзу вставить во втулку до упора в верхний
буртик, который зажать накладным кольцом в осевом направлении. После
обработки зеркало цилиндра гильзы должно иметь следующие отклонения:
- овальность и конусность — не более 0,01 мм, причем большее основание конуса должно располагаться в нижней части гильзы;
- бочкообразность и корсетность — не более 0,08 мм;
- биение зеркала цилиндра относительно посадочных поясков диаметром 100 и 108 мм — не более 0,01 мм.
После запрессовки гильзы в блок цилиндров проверить величину выступания верхнего торца гильзы над верхней плоскостью блока (
рис. 4.95
). Величина выступания должна быть 0,005— 0,055 мм.
При недостаточном
выступании (менее 0,005 мм) прокладка головки блока может быть пробита;
кроме того, в камеру сгорания неизбежно попадает охлаждающая жидкость
из-за недостаточного уплотнения верхнего пояска гильзы с блоком
цилиндров. При проверке величины выступания торца гильзы над блоком
необходимо снять с гильзы резиновое уплотнительное кольцо.
|