Рис. 4.110. Двигатели мод. ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063 (вид с левой стороны):
1 — сливная пробка; 2 — масляный картер; 3 — выпускной коллектор; 4 —
кронштейн опоры двигателя; 5 — кран слива охлаждающей жидкости; 6 —
водяной насос; 7 — датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 8 —
датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 9 — датчик
температурного состояния двигателя; 10 — корпус термостата; 11 — датчик
аварийного давления масла; 12 — датчик указателя давления масла; 13 —
указатель (щуп) уровня масла; 14 — катушка зажигания
|
Рис. 4.112. Поперечный разрез двигателей мод. ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063: 1 —
масляный картер; 2 — приемник масляного насоса; 3 — масляный насос; 4 —
привод масляного насоса; 5 — шестерня промежуточного вала; 6 — блок
цилиндров; 7 — впускная труба; 8 — патрубки вентиляции; 9 —
распределительный вал впускных клапанов; 10 — впускной клапан; 11 —
крышка клапанов; 12 — распределительный вал выпускных клапанов; 13 —
указатель (щуп) уровня масла; 14 — гидротолкатель клапана; 15 — наружная
пружина клапана; 16 — направляющая втулка клапана; 17 — выпускной
клапан; 18 — головка блока цилиндров; 19 — выпускной коллектор; 20 —
поршень; 21 — поршневой палец; 22 — шатун; 23 — коленчатый вал; 24 —
крышка шатуна; 25 — крышка коренного подшипника; 26 — сливная пробка; 27
— корпус толкателя; 28 — направляющая втулка; 29 — корпус компенсатора;
30 — стопорное кольцо; 31 — поршень компенсатора; 32 — шариковый
клапан; 33 — пружина шарикового клапана; 34 — корпус шарикового клапана;
35 — разжимная пружина
|
Рис. 4.111. Двигатели мод. ЗМЗ-4061 и ЗМЗ-4063 (вид с правой
стороны): 1 — диск синхронизации; 2 — датчик синхронизации; 3 — масляный
фильтр; 4 — стартер; 5 — датчик детонации; 6 — трубка слива охлаждающей
жидкости из отопителя; 7 — впускная труба; 8 — гидронатяжитель цепи; 9 —
генератор; 10 — ремень генератора; 11 — шкив водяного насоса; 12 —
натяжной ролик; 13 — бензонасос
|
Двигатели ЗМЗ-4061, ЗМЗ-4063 — карбюраторные, четырехцилиндровые,
рядные с микропроцессорной системой управления зажиганием. Общий вид
двигателей показан на
рис. 4.110
,
4.111
. Поперечный разрез двигателей показан на
рис. 4.112
.
Основными конструктивными особенностями двигателей являются верхнее
(в головке цилиндров) расположение двух распределительных валов с
установкой четырех клапанов на цилиндр (двух впускных и двух выпускных),
повышение степени сжатия до 9,3 за счет камеры сгорания с центральным
расположением свечи.
Эти технические решения позволили повысить максимальную мощность и
максимальный крутящий момент, снизить расход топлива и уменьшить
токсичность отработавших газов.
Для повышения надежности на двигателе применен чугунный блок
цилиндров без вставных гильз, имеющий высокую жесткость и более
стабильные зазоры в парах трения, уменьшен ход поршня до 86 мм, снижена
масса поршня и поршневого пальца, применены более качественные материалы
для коленчатого вала, шатунов, болтов шатунов, поршневых пальцев и др.
Привод распределительных валов — цепной, двухступенчатый, с
автоматическими гидравлическими натяжителями цепей; применение
гидротолкателей клапанного механизма исключает необходимость регулировки
зазоров.
Применение гидравлических устройств и форсировка двигателя требуют
высокого качества очистки масла, поэтому в двигателе применен
полнопоточный масляный фильтр повышенной эффективности («суперфильтр»)
однократного использования. Дополнительный фильтрующий элемент фильтра
исключает попадание неочищенного масла в двигатель при пуске холодного
двигателя и засорении основного фильтрующего элемента.
Привод вспомогательных агрегатов (насоса охлаждающей жидкости и генератора) осуществляется плоским поликлиновым ремнем.
На двигателе устанавливается диафрагменное сцепление с
эллипснонавитыми накладками ведомого диска, имеющими высокую
долговечность.
Микропроцессорная система управления зажиганием позволяет
корректировать угол опережения зажигания, в том числе по параметру
детонаций при изменяющихся режимах работы двигателя, что позволяет
обеспечить необходимые показатели — мощностные, экономические и
токсичности отработавших газов.