Рис. 4.129. Схема системы охлаждения двигателя: I — система
охлаждения одним отопителем; II — система охлаждения с двумя отопителями
и электронасосом (для автофургонов с двумя рядами сидений и автобусов);
1 — сливной краник системы охлаждения; 2 — краник отопителя; 3 —
электронасос системы отопления; 4 — радиатор дополнительного отопителя; 5
— радиатор отопителя; 6 — отводящий шланг радиатора отопителя; 7 —
впускная труба; 8 — термостат; 9 — датчик температурного состояния
двигателя; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 —
датчик аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 — радиатор; 13 —
сливная пробка радиатора; 14 — вентилятор; 15 — насос охлаждающей
жидкости; 16 — тройник; 17 — пробка тройника
|
Система охлаждения двигателей ЗМЗ-4061, -4063 (
рис. 4.129
) в основном аналогична системе охлаждения двигателей ЗМЗ-4025, -4026.
Отличия следующие:
- предусмотрен подогрев впускной трубы;
- на корпусе
термостата дополнительно установлены датчик 9 температурного состояния
двигателя и датчик 11 аварийной температуры охлаждающей жидкости.
Рис. 4.130. Насос охлаждающей жидкости: 1 — ступица; 2 — корпус; 3 —
фиксатор; 4 — сальник; 5 — крыльчатка; 6 — контрольное отверстие для
выхода охлаждающей жидкости; 7 — валик с подшипником
|
Насос охлаждающей жидкости (
рис. 4.130
) — центробежного типа. Расположен и закреплен на крышке цепи. Валик
с подшипником 7 отделен от охлаждающей жидкости самоподтягивающимся
сальником 4 неразборной конструкции, внутри которого расположены манжета
и уплотняющая шайба. Жидкость, просачивающаяся через сальник, не
попадает в подшипник, а вытекает наружу через контрольное отверстие 6,
которое периодически надо прочищать. Подшипник от перемещения
удерживается фиксатором 3, который завернут до упора и закернен.
Подшипник заполняется смазкой при сборке, в процессе эксплуатации
добавления смазки не требуется. Ступица 1 и крыльчатка 5 напрессованы на
валик подшипника.
Рис. 4.131. Схема натяжения ремня привода агрегатов: А = 15 мм; 1 —
шкив коленчатого вала; 2 — натяжной ролик; 3 — болт крепления натяжного
ролика; 4 — поликлиновой ремень; 5 — шкив генератора; 6 — болт
перемещения натяжного ролика; 7 — шкив насоса охлаждающей жидкости
|
Шкив насоса и
вентилятора приводятся во вращение вместе со шкивом генератора
поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня
производится изменением положения натяжного ролика (
рис. 4.131
).
Вентилятор —
пластмассовый, шестилопастный, установлен на ступице шкива привода
насоса через резьбовую втулку с левой резьбой М24u1.