Основанием для разборки
и ремонта двигателя являются: падение мощности двигателя, уменьшение
давления масла, резкое увеличение расхода масла (свыше 450 г на 100 км
пробега), дымление двигателя, повышенный расход топлива, понижение
компрессии в цилиндрах, а также шумы и стуки.
При разборке двигателя
тщательно проверяйте возможность дальнейшего применения каждой его
детали или необходимость замены ее на новую. Критерии по оценке
возможности дальнейшего использования деталей приведены в табл. 4.8.
Таблица 4.8. Предельно допустимый износ основных сопрягаемых деталей двигателя УМЗ-4215С
Предельно допустимый износ основных сопрягаемых деталей двигателя УМЗ-4215С
|
|||
Сопрягаемые детали
|
Предельно допустимые, мм
|
Место и способ замера
|
|
зазоры
|
эластичность и конусность
|
||
Цилиндр-поршень
|
0,3
|
-
|
Цилиндр
замеряйте в двух взаимно перпендикулярных направлениях (по оси
коленчатого вала и перпендикулярной к ней) и в двух поясах (на
расстоянии 8-10 мм и 60-65 мм) от верхней плоскости блока. Принимается
наибольший размер. Поршень замеряется на расстоянии 5-10 мм от низа юбки
в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца
|
Коренная и шатунная шейки коленчатого вала - вкладыши
|
0,15
|
-
|
Замеряется, как указано в подразделе <Замена вкладышей коренных и шатунных подшипников коленчатого вала>
|
Коренная шейка коленчатого вала
|
-
|
0,07
|
По оси коленчатого вала и перпендикулярно к ней
|
Шатунная шейка коленчатого вала
|
-
|
0,05
|
То же
|
Осевой зазор коленчатого вала
|
0,25
|
-
|
Замеряется щупом в нескольких местах по окружности
|
Осевой зазор распределительного вала
|
0,25
|
-
|
То же
|
Осевой зазор шатуна
|
0,5
|
-
|
То же
|
Блок цилиндров - толкатель
|
0,1
|
-
|
Замеряется в двух поясах на длине рабочей поверхности
|
Клапан - направляющая втулка
|
0,25
|
-
|
То же
|
Шейка распределительного вала - втулка
|
0,15
|
-
|
- > -
|
Шейка распределительного вала
|
-
|
0,05
|
- > -
|
Поршневой палец - втулка верхней головки шатуна
|
0,1
|
-
|
Замеряется в двух поясах на длине рабочей поверхности
|
Поршневой палец - поршень
|
0,1
|
-
|
То же
|
Втулка верхней головки шатуна
|
-
|
0,02
|
Замеряется вдоль оси шатуна и перпендикулярно к ней
|
Поршневой палец
|
-
|
0,01
|
То же
|
Поршневое кольцо - канавка в поршне (по высоте)
|
0,15
|
-
|
Замеряется щупом в нескольких точках по окружности
|
Поршневое кольцо - зазор в замке
|
3
|
-
|
- > -
|
Работоспособность
двигателя может быть восстановлена заменой изношенных деталей новыми
номинального размера или восстановлением изношенных деталей и
применением сопряженных с ними новых деталей ремонтного размера.
Для этих целей
выпускаются поршни, поршневые кольца, вкладыши шатунных и коренных
подшипников коленчатого вала, седла впускных и выпускных клапанов,
втулки распределительного вала и ряд других деталей и комплектов
ремонтных размеров. Перечень деталей и комплектов номинального и
ремонтных размеров приведен в табл. 4.9.
Таблица 4.9. Детали и комплекты номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С
Детали и комплекты номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С
|
||
№ детали или комплекта
|
Наименование
|
Номинальный или ремонтный размер (диаметр), мм
|
4146-1000105
|
Гильза с поршнем, поршневым пальцем, стопорными и поршневыми кольцами (комплект на один цилиндр)
|
Номинальный
|
ВК-53-1004014-14
|
Поршень с поршневым пальцем и стопорными кольцами в сборе
|
92
|
ВК-53-1004014-АР
|
То же, увеличенный на 0-5 мм
|
92,5
|
ВК-53-1004014-14-БР
|
То же, увеличенный на 1 мм
|
93
|
ВК-53-1004014-14-ВР
|
То же, увеличенный на 1,5 мм
|
93,5
|
414.1004015-10
|
Поршень
|
92
|
53-1004015-АР III
|
Поршень, увеличенный на 0,5 мм
|
92,5
|
53-1004015-БР III
|
То же, увеличенный на 1 мм
|
93
|
53-1004015-ВР III
|
То же, увеличенный на 1,5 мм
|
93,5
|
ВК-24-1000100-10
|
Комплект поршневых колец на один двигатель
|
92
|
ВК-24-1000100-АР1
|
То же, увеличенный на 0,5 мм
|
92,5
|
ВК-24-1000100-БР1
|
То же, увеличенный на 1 мм
|
93
|
ВК-24-1000100-ВР1
|
То же, увеличенный на 1,5 мм
|
93,5
|
ВК-53-1004023
|
Комплект поршневых колец на один поршень
|
92
|
ВК-53-1004023-АР
|
То же, увеличенным на 0,5 мм
|
92,5
|
ВК-53-1004023-БР
|
То же, увеличенный на 1 мм
|
93
|
ВК-53-1004023-ВР
|
То же, увеличенный на 1,5 мм
|
93,5
|
21-1004020-14
|
Поршневой палец
|
25
|
21-1004020-20
|
То же, увеличенный на 0,08 мм
|
25,08
|
21-1004020-30
|
То же, увеличенный на 0,12 мм
|
25,12
|
21-1004020-40
|
То же, увеличенный на 0,2 мм
|
25,2
|
ВК-24-1005013-01
|
Коленчатый вал с вкладышами в комплекте
|
Номинальный
|
417-1005013-01
|
Коленчатый вал с вкладышами в комплекте
|
Номинальный
|
ВК-24-1000104
|
Комплект шатунных вкладышей на один двигатель
|
58
|
ВК-24-1000104-БР
|
То же, уменьшенный на 0,005 мм
|
57,95
|
ВК-24-1000104-ВР
|
То же, уменьшенный на 0,25 мм
|
57,75
|
ВК-24-1000104-ДР
|
То же, уменьшенный на 0,5 мм
|
57,5
|
ВК-24-1000104-ЕР
|
То же, уменьшенный на 0,75 мм
|
57,25
|
ВК-24-1000104-ЖР
|
То же, уменьшенный на 1 мм
|
57
|
ВК-24-Г000104-ИР
|
Комплект шатунных вкладышей на один двигатель, уменьшенный на 1,25 мм
|
56,75
|
ВК-21-1000104-КР
|
То же, уменьшенный на 1,5 мм
|
56,5
|
ВК-53-1004060-02
|
Болт шатуна с гайкой и стопорной гайкой в сборе
|
Номинальный
|
ВК-24-1000102
|
Комплект коренных вкладышей на один двигатель
|
64
|
ВК-24-1000102-БР
|
То же, уменьшенный на 0,05 мм
|
63,95
|
BK-24-I000102-BP
|
То же, уменьшенный на 0,25 мм
|
63,75
|
ВК-24-1000102-ДР
|
То же, уменьшенный на 0,5 мм
|
63,5
|
ВК-24-1000102-ЕР
|
То же, уменьшенный на 0,75 мм
|
63,25
|
ВК-24-1000102-ЖР
|
То же, уменьшенный на 1 мм
|
63
|
ВК-24-1000102-ИР
|
То же, уменьшенный на 1,25 мм
|
62,75
|
ВК-24-1000102-КР
|
То же, уменьшенный на 1,5 мм
|
62,5
|
ВК-24-1000103
|
Комплект втулок для распределительного вала номинального размера (полуобработанные)
|
Номинальный
|
21-1006024-Р
|
Втулка распределительного вала первой шейки, уменьшенной на 0,75 мм
|
50,46
|
12-1006025-РЗ
|
То же второй шейки, уменьшенной на 0,75 мм
|
49,46
|
11-6262-РЗ
|
То же третьей шейки, уменьшенной до 0,75 мм
|
48,46
|
21-1006027-Р
|
То же четвертой шейки, уменьшенной до 0,75 мм
|
47,46
|
21-1006028-Р
|
То же пятой шейки, уменьшенной до 0,75 мм
|
46,46
|
21-1007080-ВР
|
Седло вставное выпускного клапана, увеличенное на 0,25 мм
|
38,75
|
13-1007082-ВР
|
Седло вставное выпускного клапана, увеличенное на 0,25 мм
|
47,25
|
ВК-21-1300Ю1-Б
|
Комплект деталей для насоса охлаждающей жидкости
|
-
|
ВК-21Д-1000106
|
Комплект распределительных шестерен
|
-
|
Величины зазоров и натягов в двигателе
Уменьшение или
увеличение зазоров против рекомендуемых ухудшает условия смазки трущихся
поверхностей и ускоряет износ. Уменьшение натягов в неподвижных
(прессовых) посадках также крайне нежелательно. Для таких деталей, как
направляющие втулки и вставные седла выпускных клапанов, уменьшение
натягов ухудшает передачу тепла от этих деталей к стенкам головки блока
цилиндров. При ремонте двигателя пользуйтесь данными
табл. 4.10.
Снятие и установка двигателя
Работы по снятию и
установке двигателей УМЗ-4215С в основном аналогичны указанным для
двигателей ЗМЗ-4025, -4026, рассмотренных в настоящем руководстве.
Разборка и сборка двигателя
Перед разборкой тщательно очистите двигатель от грязи и масла.
При индивидуальном
методе ремонта двигателя детали, пригодные к дальнейшей работе,
устанавливайте на прежние места, где они приработались.
Для обеспечения этого
поршни, поршневые кольца, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны,
штанги, коромысла и толкатели при снятии маркируются любым из способов,
не вызывающим порчи (кернением, надписыванием, краской, прикреплением
бирок и т. п.).
При любом виде ремонта
нельзя разукомплектовывать крышки шатунов с шатунами, переставлять
картер сцепления и крышки коренных подшипников с одного двигателя на
другой или менять местами крышки средних коренных подшипников в одном
блоке, так как эти детали обрабатываются совместно.
При замене картера
сцепления проверьте соосность отверстия, служащего для центрирования
коробки передач, с осью коленчатого вала, а также перпендикулярность
заднего торца картера сцепления относительно оси коленчатого вала (см.
Детали и комплекты
номинального и ремонтных размеров двигателя УМЗ-4215С даны в табл. 4.9, а
размеры сопрягаемых деталей — в табл. 4.10.
Подготовленные операции перед сборкой двигателей УМЗ-4215 те же, что и перед сборкой двигателей ЗМЗ-4025, ЗМЗ-4026.
Ремонт блока цилиндров
Ремонт изношенных
деталей (или их пар) осуществляется путем их восстановления или замены,
что позволяет ремонтировать блок цилиндров перешлифовкой или заменой
гильз, заменой изношенных втулок распределительного вала
полуобработанными, с последующей обработкой их под требуемый размер,
заменой вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Восстановление
работоспособности сопряжения «отверстие блока цилиндров — толкатель»
из-за незначительного их износа сводится к замене толкателей.
Ремонт и замена гильз блока цилиндров
Рис. 4.94. Съемник для выпрессовки гильзы из блока цилиндра: 1 — съемник; 2 — гильза; 3 — блок цилиндров
|
Максимально допустимым
износом гильз цилиндров следует считать увеличение их диаметра на 0,3
мм. При наличии такого износа выпрессовать гильзу из блока цилиндров с
помощью съемника 1 (
рис. 4.94
) и расточить до ближайшего ремонтного размера поршня (см. табл. 4.10) с допуском на обработку +0,06 мм.
Не зажимать при обработке гильзу в кулачковый патрон, так как это приведет к деформации гильзы и искажению ее размеров.
Закрепить гильзу в
приспособлении, представляющем собой втулку с посадочными поясками
диаметром 100 и 108 мм. Гильзу вставить во втулку до упора в верхний
буртик, который зажать накладным кольцом в осевом направлении. После
обработки зеркало цилиндра гильзы должно иметь следующие отклонения:
- овальность и конусность — не более 0,01 мм, причем большее основание конуса должно располагаться в нижней части гильзы;
- бочкообразность и корсетность — не более 0,08 мм;
- биение зеркала цилиндра относительно посадочных поясков диаметром 100 и 108 мм — не более 0,01 мм.
После запрессовки гильзы в блок цилиндров проверить величину выступания верхнего торца гильзы над верхней плоскостью блока (
рис. 4.95
). Величина выступания должна быть 0,005— 0,055 мм.
При недостаточном
выступании (менее 0,005 мм) прокладка головки блока может быть пробита;
кроме того, в камеру сгорания неизбежно попадает охлаждающая жидкость
из-за недостаточного уплотнения верхнего пояска гильзы с блоком
цилиндров. При проверке величины выступания торца гильзы над блоком
необходимо снять с гильзы резиновое уплотнительное кольцо.