Рис. 4.16. Схема соединения радиаторов отопителя с краником и
электронасосом: I — схема соединения с одним отопителем (для ГАЗ-2705);
II — схема соединения с двумя отопителями (для ГАЗ-2705 «КОМБИ» и
автобусов); 1 — сливной краник системы охлаждения двигателя; 2 — краник
отопителя с электроприводом; 3 — электронасос системы отопления; 4 —
радиатор дополнительного отопителя; 5 — радиатор отопителя; 6 —
отводящий шланг радиатора отопителя; 7 — тройник; 8 — пробка тройника; 9
— корпус термостата; 10 — термостат; 11 — датчик температуры
охлаждающей жидкости; 12 — радиатор; 13 — сливная пробка радиатора; 14 —
вентилятор; 15 — насос охлаждающей жидкости
|
Система охлаждения (
рис. 4.16
) — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией, состоит из
водяной рубашки в блоке и головке цилиндров двигателя, насоса
охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка, вентилятора,
термостата, пробки расширительного бачка, кожуха вентилятора, сливных
краника и пробки.
В схему системы
охлаждения включен радиатор 5 отопителя кабины, а для автобусов и
ГАЗ-2705 «Комби», кроме того, радиатор 4 дополнительного отопителя и
электронасос 3.
На автомобиле
установлен краник 2 радиатора отопителя с электроприводом. В одном
корпусе располагается краник, соединенный через механический редуктор
микроэлектродвигателем, включаемым ручкой 1 (см.
рис. 9.23
). Краник имеет два положения — полностью открыт или полностью
закрыт. До поворота рукоятки на 90° вправо от исходного положения кран
закрыт, при дальнейшем повороте рукоятки вправо до упора — кран открыт.
Пользование краником — см. раздел «Отопление и вентиляция кузова».
В сливной ветви радиатора отопителя в самой верхней ее точке расположен тройник 7 (
рис. 4.16
). Тройник расположен в кабине под панелью приборов с правой стороны. В вывернутом на 2—3 оборота положении пробки 8 (см.
рис. 4.16
) тройника происходит сообщение системы отопления с атмосферой, что
позволяет полностью исключить воздушные пробки при заполнении системы
охлаждения двигателя и системы отопления рабочей жидкостью.
Поддержание правильного
температурного режима двигателя оказывает решающее влияние на износ
двигателя и экономичность его работы. Оптимальная температура
охлаждающей жидкости (85—90° С) поддерживается при помощи термостата,
действующего автоматически, и чехла на облицовке радиатора.
Для контроля
температуры охлаждающей жидкости имеется указатель температуры, датчик
которого ввернут в патрубок термостата, находящийся на головке
цилиндров. Кроме того, на щитке приборов имеется сигнализатор,
загорающийся красным светом при повышении температуры жидкости выше 105°
С. Датчик сигнализатора находится в задней крышке головки цилиндров.
При загорании сигнализатора следует немедленно установить и устранить
причину перегрева.
Термостат
(
рис. 4.17
) с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-107-01, расположен в
выходном патрубке головки цилиндров и соединен шлангами с насосом
охлаждающей жидкости и радиатором.
Основной клапан
термостата начинает открываться при температуре охлаждающей жидкости
78—82° С. При температуре 94° С он уже полностью открыт. При закрытом
основном клапане жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует,
минуя радиатор, через открытый дополнительный клапан термостата внутри
рубашки охлаждения двигателя. При полностью открытом основном клапане
дополнительный клапан закрыт и вся жидкость проходит через радиатор
охлаждения.
Отопитель кузова
соединен параллельно с радиатором, и термостат не отключает его от
двигателя. Поэтому при прогреве двигателя не следует открывать заслонку
воздухопритока и включать электродвигатель отопителя.
Термостат автоматически
поддерживает необходимую температуру охлаждающей жидкости в двигателе,
отключая и включая циркуляцию жидкости через радиатор. В холодную
погоду, особенно при малых нагрузках двигателя, почти все тепло
отводится в результате обдува двигателя холодным воздухом, и охлаждающая
жидкость через радиатор не циркулирует.
Для поддержания
оптимального температурного режима двигателя при отрицательных
температурах окружающего воздуха необходимо закрывать облицовку
радиатора чехлом.
Ни в коем случае нельзя
снимать термостат. В холодное время года двигатель без термостата
прогревается долго и работает при низкой температуре охлаждающей
жидкости. В результате ускоряется его износ, увеличивается расход
топлива, происходит обильное отложение смолистых веществ в двигателе, а
также не обеспечивается нормальная температура воздуха в кабине
автомобиля.
В теплое время года при
отсутствии термостата большая часть охлаждающей жидкости будет
циркулировать по малому кругу (через рубашку охлаждения двигателя),
минуя радиатор. В результате это приведет к перегреву двигателя.
Рис. 4.18. Насос охлаждающей жидкости: 1 — фиксатор; 2 — сальник с
уплотнительной шайбой; 3 — контрольное отверстие для выхода охлаждающей
жидкости
|
Рис. 4.19. Ремни привода вспомогательных агрегатов: 1 — привод
водяного насоса; 2 — шкив натяжного ролика; 3 — шкив привода
вентилятора; 4 — шкив коленчатого вала; 5 — шкив привода генератора
|
Насос охлаждающей жидкости
(
рис. 4.18
) — центробежного типа. Подшипник насоса отделен от охлаждающей
жидкости самоподжимным сальником неразборной конструкции. Жидкость,
просочившаяся через сальник, не попадает в подшипник, а вытекает наружу
через контрольное отверстие 3, которое необходимо периодически очищать.
Подшипник насоса от перемещения удерживается фиксатором 1, который
завернут до упора и закернен. Подшипник заполняется смазкой при сборке, и
в процессе эксплуатации добавления смазки не требуется. Шкив насоса
охлаждающей жидкости приводится во вращение вместе со шкивом генератора
одним клиновым ремнем от шкива коленчатого вала (
рис. 4.19
).
Вентилятор
— шестилопастный, пластмассовый. Приводится во вращение от
коленчатого вала клиновым ремнем. Вентилятор вращается в двух
подшипниках. Подшипники установлены в специальном кронштейне,
закрепленном на крышке распределительных шестерен тремя шпильками.
Рис. 4.20. Радиатор: 1 — радиатор; 2, 3, 4, 8, 13 и 14 — шайбы; 5 и
15 — гайки; 6 и 11 — кронштейны; 7, 10 — втулка; 9 — болт; 12 — подушка
|
Радиатор
(
рис. 4.20
) — трубчато-ленточный, с боковыми пластмассовыми бачками. Бачки
соединены с остовом радиатора через резиновую уплотнительную прокладку
путем обжимки опорной пластины по фланцу пластмассовых бачков. На бачках
и верхней пластине остова радиатора имеются кронштейны для крепления
радиатора к кузову автомобиля. На правом бачке (по ходу автомобиля) в
нижней части имеется сливная пробка для слива охлаждающей жидкости.
Расширительный бачок
— пластмассовый, соединен шлангом с патрубком, подводящим
охлажденную жидкость от радиатора к двигателю, и трубкой — с патрубком
термостата и левым бачком радиатора. На бачке имеется метка MIN — нижний
допустимый уровень охлаждающей жидкости в бачке. Расширительный бачок
закрыт резьбовой пробкой, поддерживающей повышенное давление в системе
охлаждения.
Пробка расширительного
бачка, герметически закрывающая систему охлаждения, имеет два клапана:
паровой, открывающийся при давлении 80—110 кПа (0,8—1,1 кгс/см
2
), и воздушный, открывающийся при разрежении 1,0—10 кПа (0,01—0,1 кгс/см
2
).