Рис. 4.123. Схема системы смазки двигателя: 1 — пробка сливного
отверстия масляного картера; 2 — масляный картер; 3 — масляный насос; 4 —
масляный фильтр; 5 — крышка маслозаливной горловины; 6 — стержневой
указатель уровня масла; 7 — датчик указателя давления масла; 8 — датчик
сигнализатора аварийного давления масла; I — к гидронатяжителю цепи
привода распределительных валов
|
Система смазки двигателя (
рис. 4.123
) — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Система смазки
включает: масляный картер 2, масляный насос 3 с приемным патрубком с
сеткой и редукционным клапаном, привод маслонасоса, масляные каналы в
блоке, головке цилиндров и в коленчатом валу, полнопоточный масляный
фильтр 4, стержневой указатель 6 уровня масла, крышку 5 маслозаливной
горловины, датчики давления масла 7 и 8.
Циркуляция масла
происходит следующим образом: насос засасывает масло из картера и по
каналу в блоке подводит его к полнопоточному фильтру; после фильтра
масло поступает в главную масляную магистраль и через каналы в блоке
смазывает коренные подшипники, подшипники промежуточного вала, верхний
подшипник валика привода масляного насоса и подводится к гидронатяжителю
цепи первой ступени привода распределительных валов. От коренных
подшипников масло через внутренние каналы коленчатого вала поступает к
шатунным подшипникам и от них, через отверстия в шатунах, — к поршневым
пальцам. От верхнего подшипника валика привода масляного насоса масло
через поперечные сверления и внутреннюю полость валика подается для
смазки нижнего подшипника валика и торцовой поверхности ведомой шестерни
привода. Шестерни привода масляного насоса смазываются струей масла
через калиброванное сверление диаметром 2 мм в главной масляной
магистрали.
Для охлаждения поршня масло, через отверстие в верхней головке шатуна, разбрызгивается на днище поршня.
Из главной масляной
магистрали масло через вертикальный канал в блоке поступает в головку
блока цилиндров для смазки опор распределительных валов и подводится к
гидронатяжителю цепи второй ступени привода распределительных валов, к
гидротолкателям и к датчикам давления масла. Вытекая из зазоров и стекая
в картер в передней части головки блока цилиндров, масло попадает на
цепи, башмаки и звездочки привода распределительных валов.
Емкость системы смазки —
6 л. Масло в двигатель заливается через маслозаливную горловину,
расположенную на крышке клапанов и закрываемую крышкой с уплотнительной
резиновой прокладкой. Уровень масла контролируется по меткам «П» и «О»
на стержне указателя уровня. Уровень масла следует поддерживать вблизи
метки «П», не превышая ее.
Масляный насос
Рис. 4.124. Масляный насос: 1 — ведущая шестерня; 2 — корпус; 3 —
валик; 4 — ось; 5 — ведомая шестерня; 6 — перегородка; 7 — приемный
патрубок с сеткой
|
Масляный насос —
шестеренчатого типа, установлен внутри масляного картера. Насос
прикреплен к блоку цилиндров двумя болтами и держателем — к крышке
третьего коренного подшипника. Точность установки насоса обеспечивается
посадкой корпуса в отверстие блока. Корпус 2 (
рис. 4.124
) насоса отлит из алюминиевого сплава, шестерни 7 и 5 имеют прямые
зубья, изготовлены из металлокерамики (спеченного металлопорошка).
Ведущая шестерня 1 закреплена на валике 3 штифтом. На верхнем конце
валика сделано шестигранное отверстие, в которое входит шестигранный
валик привода масляного насоса. Ведомая шестерня 5 свободно вращается на
оси 4, запрессованной в корпус насоса.
Перегородка 6 насоса
изготовлена из серого чугуна и вместе с приемным патрубком 7 крепится к
насосу четырьмя болтами. Приемный патрубок отлит из алюминиевого сплава,
в нем расположен редукционный клапан. На приемной части патрубка
завальцована сетка.
Редукционный клапан
Редукционный клапан (
рис. 4.125
) — плунжерного типа, отрегулирован на заводе установкой
тарированной пружины. Менять регулировку клапана в эксплуатации не
рекомендуется.
Привод масляного насоса
Рис. 4.126. Привод масляного насоса: 1 — валик привода масляного
насоса; 2 — валик; 3 — ведомая шестерня; 4 — прокладка; 5 — втулка; 6 —
крышка; 7 — шпонка; 8 — ведущая шестерня; 9 — промежуточный вал
|
Привод масляного насоса осуществляется парой косозубых шестерен от промежуточного вала 9 (
рис. 4.126
).
На промежуточном валу с
помощью шпонки 7 установлена и закреплена фланцевой гайкой ведущая
шестерня 8. Ведомая шестерня 3 напрессована на валик 2, вращающийся в
расточках блока цилиндров. В верхнюю часть ведомой шестерни запрессована
втулка 5, имеющая внутреннее шестигранное отверстие. В отверстие втулки
вставляется шестигранный валик 1, нижний конец которого входит в
шестигранное отверстие валика масляного насоса.
Ведущая и ведомая шестерни изготовлены из высокопрочного чугуна и азотированы.
Сверху привод масляного насоса закрыт крышкой 6, закрепленной через прокладку 4 четырьмя болтами.
При вращении ведомая шестерня 3 верхней торцовой поверхностью прижимается к крышке 6.
Фильтр очистки масла
Рис. 4.127. Масляный фильтр: 1 — пружина; 2 — фильтрующий элемент
перепускного клапана; 3 — перепускной клапан; 4 — корпус; 5 —
фильтрующий элемент; 6 — противодренажный клапан; 7 — крышка; 8, 9 —
прокладки
|
На двигателе устанавливается неразборный масляный фильтр 2101С1012005-НК-2 (
рис. 4.127
) производства ПНТП «КОЛАН» («Супер» фильтр).
Фильтр работает
следующим образом. Масло под давлением через входные отверстия в крышке 7
попадает для очистки в полость между наружной поверхностью фильтрующего
элемента 5 и корпусом 4, проходит через фильтрующий элемент 5,
очищается и попадает в систему смазки двигателя. Фильтр
2101С-1002005-НК-2 исключает возможность попадания неочищенного масла (в
отличие от фильтров обычной конструкции) в систему смазки при пуске
холодного двигателя или при засорении фильтрующего элемента 5. Очистка и
подача масла происходит с помощью фильтрующего элемента 2 и
перепускного клапана 3.
Вытекание масла из фильтра при неработающем двигателе предотвращается противодренажным клапаном 6.
При невозможности
приобретения фильтра «КОЛАН» допускается в послегарантийный период
применение масляных фильтров зарубежного производства L 172100 фирмы
«Пуралатор»; С120, С113, С117, С149 фирмы «Чемпион» и фильтров
отечественного производства 2101-1012005 или 2101-1012005-01.
Однако необходимо
отметить, что при пуске холодного двигателя или при загорании
фильтрующего элемента (при использовании указанных фильтров-заменителей)
открывается перепускной клапан, пропускающий в систему смазки двигателя
масло.